"Этичное" экстракорпоральное оплодотоворение. Ответственность и риски
А.В. Недоступ, Р.Н. Гетманов
«Этичное» экстракорпоральное оплодотворение. Ответственность и риски. В помощь священнослужителям и мирянам Русской Православной Церкви. - М.: ООО «РУССКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДОМ», 2021. – 48 с.
Прежде, чем решить вопрос о благословении на ЭКО, необходимо оценить всю ответственность данного шага. Это издание расскажет вам о многочисленных последствиях и рисках вспомогательных репродуктивных технологий с точки зрения медицины, психологии и вопросов веры. Александр Викторович Недоступ, доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, председатель Московского общества православных врачей. Гетманов Роман Николаевич, врач высшей категории перинатального центра больницы имени Е.О. Мухина. При поддержке: Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства имени Святителя Николая Чудотворца
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. (Москва, 13–16 августа 2000 г.).
2. Заявления и Комментарии Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского патриархата Русской Православной Церкви.
3. Обсуждение Проекта документа Межсоборного присутствия «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения».
В основе сборника лежат материалы открытого обсуждения Проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» на сайте Межсоборного присутствия. Дальнейшее обсуждение проблемы на высоком богословском и научном уровне безусловно требует анализа сделанных в ходе обсуждения Проекта отзывов и комментариев. Особенность публикуемых материалов связана с тем, что некоторые участники обсуждения не всегда оставляли полные имена и свои координаты в соответствии с особенностями обсуждений, принятых в Интернете, связанных с правом анонимности высказываний и суждений. Ставя перед собой задачу выяснения сущности критических замечаний и позиций, а не адресной информации, редакция публикует все отзывы, которые представляют собой отражение уровня социального доверия к особенностям применения репродуктивных технологий в стране.
Раздел I. Общие положения Раздел II. Взаимоотношения врача и пациента Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность Раздел V. Врач и общество.
1.1. Православный врач – это врач-профессионал, который осознает христианский смысл болезней и здоровья человека, важность своего призвания, направленного на сохранение жизни. 1.2. Профессиональная этика православного врача основывается на Священном Писании и Предании Церкви, а также соборных документах Русской Православной Церкви - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». 1.3. Православный врач посвящает свою жизнь воплощению Евангельских идеалов любви, милосердия, сострадания, и служению страждущему человеку...
I. Общие положения II. Цели и задачи общества III. Членство в общественном объединении и обязанности членов IV. Руководящие органы V. Права общества VI. Финансовые средства общества VII. Порядок внесения изменений в устав VIII. Прекращение деятельности общества
О вреде и рисках технологий искусственного зачатия
Заявление Московского общества православных врачей от 11 октября 2021 г.
Московское общество православных врачей в полной мере поддерживает коллег акушеров-гинекологов, урологов, работающих с бесплодными семейными парами, помогая достижению желанного деторождения.
При этом для медицинского сообщества очевидно различие между терапией женского и мужского бесплодия, с целью дальнейшего естественного зачатия с одной стороны, и методами искусственного оплодотворения, с другой стороны, которые в классическом смысле слова лечением не являются. Это фиксируется самим понятием «вспомогательные репродуктивные технологии», которые представляют собой новые технические приемы искусственного размножения. По своему типу деятельность врача-репродуктолога близка к работе врача, производящего в медицинских учреждениях искусственное прерывание беременности, так как к «лечению» аборты также не имеют отношения. Такая типологическая близость специализаций не случайна: она глубинно отражает одну из причинно-следственных зависимостей абортов и бесплодия...
Заявление Московского общества православных врачей от 21 августа 2021 г.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ), принятый в 2011 году, впервые за предшествующие 90 лет истории России законодательно закрепил право врача на отказ от проведения искусственного прерывания беременности (статья 70, п.3).
Для медицинского сообщества это стало по праву историческим событием и признаком духовного возрождения России. Возможность отказа от жесткого государственного атеизма соединила убеждения российских врачей с ценностями международного медицинского сообщества. Так, в Декларации Всемирной медицинской ассоциации «О медицинских абортах» (1983 г.) утверждается: • «основополагающий моральный принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента зачатия» (п.1); • «если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или делать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге» (п.6). В то же время легальность проведения абортов в России ставит врачей перед необходимостью выбора...
О моральных проблемах практики применения суррогатного материнства в России
Заявление Московского общества православных врачей
Московское общество православных врачей полностью разделяет заботу Патриарха о сбережении народа и поддерживает позицию о запрете использования услуг российских суррогатных матерей для иностранцев и о необходимости ограничения практики суррогатного материнства в нашей стране.
В России практика суррогатного материнства осуществляется на основании возмездного договора, т.е. соглашения сторон, по которому одна из них получает денежную плату за предоставление товара и услуги, а другая может быть представлена и иностранными гражданами. Суррогатное материнство является коммерческой услугой, а дети, родившихся таким путем, становятся разновидностью товара. В международном сообществе суррогатное материнство приравнивается к торговле детьми и поэтому является основанием запрета суррогатного материнства в большинстве европейских государств, вплоть до запрета даже рекламы суррогатного материнства. Суррогатное материнство – это социальная технология, соединяющая двух женщин в процессе деторождения, каждая из которых в подлинном смысле слова матерью не является. Поэтому суррогатное материнство есть разрушение морально-нравственной сути материнства...
В 2018 г. исполнилось 100 лет со дня гибели Евгения Сергеевича Боткина, который был последним лейб-медиком последнего российского императора Николая II и добровольно пошел на смерть вместе со своими пациентами. В статье рассматриваются основные этапы жизненного и профессионального пути Е.С. Боткина, оценивается его вклад в развитие отечественной медицины. Описывается его научная, педагогическая и общественная деятельность, представлены основные биографические данные. Отдельно охарактеризованы этические воззрения на долг врача, основу которых составляет принцип доминанты интересов пациента.